Главная » Статьи » Статьи из газеты » Северный край

Школа Николая Гусева

                                                                       Школа Николая Гусева                                   

Учеников в Николае Петровиче Гусеве удивляло многое. Уже спустя годы после его кончины,  например, одна моя коллега, сейчас пенсионерка, ученица Николая Петровича рассказывала, как поражало старшеклассников, когда на уроке физики или астрономии, не глядя на классную доску, он умел одним движением нарисовать идеальную окружность.

Ребята, да и учителя всегда были уверены: директор умеет все, директор знает все. Мальчики с особым почтением обсуждали его биографию. Окончил танковое училище, был участником вошедшего в историю танкового сражения под Прохоровкой, со своим корпусом дошел до Берлина. Его награды – рассказ о смелости, отваги, стойкости: два ордена Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

Он стал директором в 1959 году. Новому зданию школы № 42, поселка «Красный химик» всего год, директору 35. Участники прошедшей войны еще не успели стать ветеранами; танкисты, летчики, моряки, служили теперь на сугубо  штатских должностях. Но директор школы - танкист – это было редкостью, предметом бесконечной гордости ребят. Уже тогда учительские коллективы, потеряв на фронтах  коллег – мужчин, стали почти полностью женскими, так что появление директора – лейтенанта само по себе было явлением заметным. Наверное, и Николай Петрович это осознавал, а, может, просто характер имел такой особенный. И сейчас любые знавшие его, говорят: « Он жил школой. Школа жила его характером и заботой.

Он перешагивал ее порог всегда раньше всех и уходил последним. Ребят и учителей встречал безукоризненно одетым. Старшеклассники по нему прикидывали, какой подобрать галстук костюму, девушки чувствовали особо рыцарское отношение к себе.

На уроках он держался необыкновенно изящно: жест, поза, никогда не садился развалившись. Он был невысокого роста,  не зря двухуровневый пол в кабинете физики сделал, ходил как на сцене. Он не терпел разгильдяйства ни в облике, ни в поведении. В его крошечном кабинете всегда был идеальный порядок, завидный порядок был в школьных бумагах, в архивах, в журналах. Недаром именно он проводил областные семинары по организации школьного делопроизводства. Порядка он добивался от всей школы.

Взрослые теперь ученики вспоминают, что было просто невозможно вбегать в  школу запыхавшись, в куртке нараспашку, с растрепанными вихрами. На перемене веселые, разновозрастные непоседы вырывались из классов в коридор, и школа содрогалась от их топота. Директор всегда в эти минуты был на этажах, и возле него суматошная толпа почти притихала. Ребята слегка побаивались его: он был строг и требователен. Но крылось в нем что-то по-отцовски надежное, и недаром, подростки, как большую награду ценили общую работу с директором в мастерской, на ремонте школы. А общий труд использовал как метод воспитания. В аккуратном рабочем халате, он спускался в подвал, поднимался на крышу, с проводкой справлялся как заправский электрик. Когда настала мода на разноцветные стены, директор десять(!) раз менял колер для кабинета литературы. В том же кабинете физики, непривычный тогда шкаф – стенка с бесчисленными полками и ящиками, кнопки, открывающие и закрывающие шторы, передвижной экран – все сделано его руками. Примером своим ежеминутно показывал: мужчина обязан уметь все. Где-то на свалке Николай Петрович обнаружил списанный грузовичок, подогнал его к школе, отремонтировал его со своими помощниками, и какую добрую службу служил он школе, да и не только нашей школе: на нем привозили школы Кировского района плакаты и транспаранты с праздничной демонстрации.

Когда вошли в практику дни самоуправления, он умел  отходить в сторону и с любопытством наблюдал, как его методы  проявляются в поступках и делах «захватывающих власть» ребят. Школа любила эти дни, особенно изгалялась, когда директором становился однофамилец его Коля Гусев. Тут уж все могли поехидничать, припомнить претензии к нынешнему руководителю. Но сколько любви к Николаю Петровичу скрывалось в этой иронии. Впрочем, к концу учебного дня «администрация» взмокала от хлопот, все убеждались: быть директором  - очень трудное дело.

А он к тому же держал в своей душе судьбу каждого ученика. В годину его ухода одна из выпускниц, теперь аспирантка Санкт – Петербургской академии искусств, сказала:

«Я не сразу поняла, что за всем моим школьным детством стоял мой учитель астрономии, мой директор…»

Девочка в школе отличалась обширными гуманитарными знаниями, а математику не любила. Учителей это не радовало. Но директор стоял на своем:  «Не трогайте филолога!». Девочка стала известным специалистом – искусствоведом. В школьном музее хранятся  стенные газеты. Есть  страницы о врачах, учителях, юристах, журналистах, о певице, о семьях, созданных потом одноклассниками. Все происходило в удивительной ауре школы. И сколько в эту ауру вложено директорской души! Учителя помнят, как приходил к Гусеву известный музыкант и в глубоком волнении признавался: если бы не Николай Петрович, не было бы музыки в его руках, когда чуть не бросил школу.

В школе было всегда интересно. Например, все тогдашние технические новинки – проекторы, диапроекторы, телевизоры. Директор сам ремонтировал их, вместе с преподавателем труда делал специальные передвижные площадки. Да что говорить, если даже пресловутые школьные туалеты в 42-ой отличались белоснежной чистотой.

Но были ценности дороже учебных пособий. Взять хотя бы слеты членов первого в городе пионерского отряда «Красный химик», родившегося в этом поселке. Стоит вспомнить, кстати, и такой уникальный факт: старшая пионервожатая Наталья Михайловна Козлова на пенсию ушла с этой должности!

Я спросила, какие традиции  сохранили в школе сейчас, когда Николая Петровича нет  уже десять лет. Собеседники засмеялись: «Тут все традиции!»

Половина учителей в школе – ее выпускники,  на этих традициях  воспитанные. По - прежнему театральная студия готовит к новому году      спектакль - сюрприз. Участвуют в нем ребята разных классов, на репетициях рождается нежная улыбка малышей и выпускников. Фильмотека создает ежегодно свои шедевры. Когда показывали мультфильм  «Школа улетела в Париж», хохотали все классы. Еще бы!  Герои  фильмы дружно признавались в любви  к своей 42-й, но хлопали дверями, иногда били стекла мячом, ломали стулья.  Школе это надоело. И однажды ночью она подвела себе глаза, подкрасила губы помадой, сделала прическу и улетела в Париж. Правда, уезжала ненадолго – заскучала и вернулась к своим непоседам.

И по-прежнему после выпускного бала питомцы школы вместе с биологом, дважды  лауреатом премии Сороса - Александром Борисовичем Гершманом,  отправляются в туристический поход – уже  не дети, люди  на пороге взрослой жизни уносят с собой  неувядающее ощущение прекрасно прожитых лет. Того, что и хотел больше всего Николай Петрович: школа должна быть домом, семьей, теплым огоньком жизни. Много лет тесная дружба связывала школу с детским домом музыкального воспитания  № 21. Все его воспитанники, начиная с ленинградских блокадников, талантливые, но трудные дети, учились у Гусева. И два директора: Николай Петрович и Нина Николаевна Винокурова редкий день не встречались, чтобы поговорить об очередном ребенке, с абсолютным слухом, но не умеющем услышать незнакомое – заботу старших о тебе. Окончив консерватории и училища, потом эти дети вспоминали, как ни разу за все годы в школе никто не называл их детдомовцами: боялись обидеть, а успехами их гордились, как своими.

Николай Петрович всегда мыслил широко и свободно. К середине шестидесятых  он увлекся идеей  сделать школу специализированной, первой в городе с французским языком. Чувствовал, как это важно для укрепления интернациональных связей, расширения кругозора ребят. Конечно, были сомнения – удастся ли? Франция, Париж, микрорайоны недавних притонов, задворок, развалин. Готовились долго. Буквально вылизывали школу перед приездом гостей, вместе с кафедрой пединститута разрабатывали программы: учили экскурсоводов ребят, строили маршруты по городу, программу прощального вечера… С тех пор каждый год встречаются делегации двух стран. На будущий год ярославцы поедут сразу в три города: Гренобль, Пуатье, Париж.

Десять лет исполняется Нике, ежегодному конкурсу по 16 – 20-ти номинациям, итоге которого избирается главная творческая личность в школе…

Тридцать лет Николай Петрович руководил школой. И каждый год ребята узнавали  о нем что-то новое. Однажды, навестив его дома, увидели необычное: целую флотилию разных суденышек. Оказывается, директор, прадед которого грек – моряк, больше всего любил море, паруса, путешествия. И мрачноватые его глаза, прячущие безмерную доброту и исключительную скромность,  тоже, наверное, от греческих корней. А сын Гусевых  Валерий мечтал быть судовым врачом.

Вся школа знала директорского голубого дога - Рэлли. Поражались даже учителя, увидев стены квартиры, сплошь уставленные журналами  и книгами  на самодельных стеллажах. Жена Николая Петровича историк Клементина Дмитриевна пристально следила, чтобы ни одна новинка не прошла мимо их дома. Изумлялись телевизорам в каждой комнате – в то время это было редкость. Еще больше изумлялись, узнав, что они были собраны директором.

Уже тяжело больной, он не покидал директорского кресла, пока не пришел на смену его ученик Кузьмичев Валерий. Сделанное хотел передать в надежные руки.

Сейчас же эмблема школы  - гусевский кораблик, гордо несущий знакомую цифру 42. После конкурса на лучший текст  для гимна школы  и там поплыл «наш кораблик на все парусах». Потом не раз смелый кораблик появлялся на ежегодных значках, которые увлеченно рисует школа. 

А по инициативе нынешнего директора Натальи Владимировны Галочкиной создан школьный музей. Недавно он стал победителем среди других таких музеев. А самой его работе, я уверена, можно писать книгу – это теплое, деятельное, живое явление. С разнообразных стендов смотрит, улыбается, и делятся воспоминаниями сама история школы. Здесь учителя и ученики – в одной связке – сохраняют дыхание своих семей. Для младших ребят проводятся экскурсии, старшие приглашают на чашку чая свои пироги ветеранов -  учителей. К 60 –летию Победы подготовлена большая книга воспоминаний учителей: «Я родом не из детства – из войны». На городской конференции «Отечество» презентация этого сборника заняла почетное второе место. Здесь есть и стенд, посвященный директору Гусеву, где он как живой со своим привычками, следами сделанного, мечтами, со строгой добротой. Есть и специальный раздел – «Руки директора»: «Не было ничего, что   бы  мы ни умели, он поднял, сохранил школу, создал ее авторитет и дал ей имя». Сейчас коллектив хочет получить официальный статус «Школа имени Николая Гусева».

Последний его подарок школе символичен – крыльцо. Было оно сначала обычным, а он хотел крыльцо – привет, крыльцо - трибуна. Успел вместе с архитекторами разработать проект, построить. И теперь перед входом проводятся линейки начала учебного года, отсюда провожают выпускников.

 

Инна Копылова, корреспондент

областной газеты «Северный край».

Полный текст статьи от 5 и 6 марта 2005 года.

                                

Категория: Северный край | Добавил: tixon12 (28.03.2015)
Просмотров: 783
Всего комментариев: 0
%